25.03.2016

Арабская философия

Арабская философия, как одна из форм общественного сознания феодальной эпохи, долгое время была тесно связана с богословием. С развитием естественных и прикладных наук в ней начали зарождаться материалистические и атеистические тенденции.Первыми, кто отходил от традиционного понимания ислама, были мутазилиты, которые выступали против догмата о предопределении и стремились обосновать религиозные догматы с точки зрения разума, исходя из философских положений некоторых античных авторов.

Вместе с тем, знакомство с произведениями Аристотеля, Платона и других способствовало ухода арабской философии от традиционной догматики богословия. Подчеркивая важность точных наук и естествознания, Аль-Кинди (801 — † 873) критиковал Коран и положил начало использованию философии Аристотеля для создания собственных философских систем.



Выдающийся арабский мыслитель Ибн Рушд (Аверро́эс; 1126 — † 1198) развил материалистическую тенденцию в философии Аристотеля, отстаивал мысль о вечности мира, непобедимость материи и её движение, о смертности человеческой души, отрицал возможность создания богом мира из ничего и т. д.


Ибн Баджа (Авенпаце, 1070 — † 1138) утверждал значение разума, подчеркивая, что моральное, духовное совершенствование проходит через научное познание, и проповедовал идею создания идеального государства, в котором человек будет иметь все возможности для свободного и всестороннего развития.


Значительное влияние на развитие арабской философии оказало творчество великого таджикского мыслителя ибн Сина Абуалы (Авице́нна). Творчество Ибн Рушда и других известных деятелей арабской философии способствовало развитию философской мысли народов Европы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий