17.05.2016

Истоки арабской каллиграфии



Истоки арабской каллиграфии

Без малого 7% населения Земли пишут по-арабски, и арабское письмо используется в качестве официального более чем в 22 государствах. Кроме арабоязычных народов, оно, с некоторыми модификациями, применяется у народов Афганистана, Индии, Ирана и Пакистана (азербайджанцы, белуджи, кашмирцы, панджабцы, персы и др.).

В связи с этим неудивительно, что арабская каллиграфия уже давным-давно распространилась и её развитие остановилось. То есть уже сформировались почерки, которые по красоте своей приобрели совершенный вид. А всякая вещь, развитие которой стоит на месте, постепенно теряет актуальность.
Так случилось бы и с арабской каллиграфией, если бы не её художественный потенциал. Дело в том, что арабские буквы пластичны как никакие другие и подвергаются иногда просто невообразимому искажению. При этом буквы не меняют своих свойств и остаются читаемыми. В этом вы можете убедиться, если посмотрите на работы современных каллиграфов, которые изображают очень сложные объекты хорошо читаемыми текстами. В этом смысле арабская каллиграфия не имеет аналогов среди многих других известных видов каллиграфий разнообразных культур.

Название данной статьи имеет особый смысл. Ведь здесь мы собираемся раскрыть не истоки арабского письма, а истоки арабской каллиграфии. То есть, если говорить об истоках письма, нужно рассказать, от каких народов и в каких условиях перенималась это письмо.

Я же расскажу вам о том, что формировало первые каллиграфические почерки, такие, например, как куфи – орнаментальный, который является первым каллиграфическим видом почерка, то есть используется как декоративный.

Искусством, которое в первую очередь и в наибольшей мере повлияло на арабское письмо, является древнейшее искусство – орнаментация.

Искусство орнаментации тесно связано с арабской каллиграфией. Орнамент проникает во многие виды изобразительного искусства и существует как вспомогательное искусство в среде других.

Арабская каллиграфия в момент своего возникновения и развития тесно связалась с орнаментацией и приобрела её свойства. Это связано с тем, что ранний вид орнамента геометрически похож на ранний угловатый вид письма.


Ниже вы видите пример рисунка, на котором очень заметна схожесть каллиграфии и орнамента.Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, – растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.


Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии. При этом, в отличие от европейской каллиграфии, орнаментация арабского письма зачастую касается всего текста какой-либо надписи. В то время как орнаментация письма латинской группы зачастую касается отдельных букв, как в этом примере.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится именно искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих Иислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретённые формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии.

В Европе более популярными стали названия «мореска» – причудливый восточный геометрический орнамент и «арабеска» – причудливый орнамент израстительных форм. Одна из особенностей арабского декора – «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи – пословицы, благопожелательные изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Силу своего художественного воздействия мусульманская религия основывала на слове, а не на изображении. Священное кораническое Слово, выученное наизусть с детства, написанное на страницах манускриптов, на порталах и стенах зданий, вплетённое в архитектурный декор, в орнамент надгробий, в узоры тканей, ковров, изделий из керамики, металла, стекла,включало для мусульман целый мир, выполняло духовную, изобразительную и декоративную функции. Искусство изображения слова – каллиграфия, наделённая самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворённого Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В Исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.


Именнотак, через восприятие арабского письма как гибкого орнамента, родились первые виды арабских почерков. Орнаментация арабских букв – это не что иное, как «изменение их форм согласно своим потребностям, при этом не изменяя основных свойств их формы». Здесь приведён арабский алфавит с некоторыми возможными изменениями букв. Это лишь малая часть разнообразных форм, которые могут принимать арабские буквы.

Среди всех тех немногих форм, что я придумал сам и привёл здесь, я хотел бы выделить четыре, наиболее интересные.Многие представляют арабский алфавит как набор букв, имеющих строго определённую форму. И поэтому не могут перейти грань абстрактного восприятия арабского алфавита. Конечно, арабские буквы имеют свои формы,но не столь строгие, и степень возможности их искажений очень велика. Например, имя МУХАММАД (мир ему и благословение Аллаха) написано ниже в разных формах. Здесь мы видим, что буквы довольно сильно искажены, но всё равно каждая буква остаётся собой и не теряет свои черты.

Вот буква МИМ ( م ), которая обозначается кружочком с исходящим из него хвостиком. Однако буква МИМ может приобретать и другие формы, например треугольника, квадрата, и любую другую форму, как это видно на вышестоящем рисунке. Главное, чтобы буква МИМ сохраняла свои свойства, а именно, чтобы она была геометрической – простой фигурой, пустой внутри, с исходящим из неё хвостиком. Главное знать, что каждая арабская буква имеет свои свойства. При изменении формы важно не переносить свойства одной буквы на другую.


На примере этого многообразного сложения одного слова в разные формы можно понять глубину возможностей арабской каллиграфии. Таковы общие сведения об истоках арабской каллиграфии и свойствах её букв. Именно такое восприятие возможностей арабской каллиграфии даёт ей новое развитие и популярность. Ставя её на почётное место и делая предметом гордости исламской культуры.

Мурад Магомедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий