07.01.2016

Арабская культура

средневековая культура, сложившаяся в Арабском Халифате в7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср.Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.» употребляется как дляобозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычнойкультуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие «А. к.» иногдаотождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов) и егоупотребление является условным.
На территории Аравийского полуострова А. к. предшествовала культура доисламских арабов —кочевого и земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классовогообщества. Носители её были в основном политеистами. В 4—6 вв. она испытывала влияниедревнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементомдоисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная народная словесность.Формирование собственно А. к. относится к периоду возникновения Ислама (7 в.) и создания Халифата,который в результате арабских завоеваний (См. Арабские завоевания) превратился в огромное государство.Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстверайонов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народовХалифата. На ранних этапах формирование А. к. представляло собой главным образом процесс освоения,переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам иХалифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской,иранской и др.). Сами арабы дали А. к. такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традициибедуинской поэзии. Значительный вклад в А. к. внесли народы, которые, приняв ислам, сохранилинациональную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана,Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с ихдеятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространениефилософско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8—9 вв. на арабский язык былипереведены многие научные и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские,среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности испособствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического мира, а через неё — сантичной и древневосточной цивилизацией.
С конца 7 в. до середины 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов (См. Омейяды), главнымицентрами, определявшими формирование А. к., были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке.Религиозные и философские идеи, первые достижения науки, каноны арабской поэзии, образцы архитектурыи т.п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширнойтерритории от Пиренеев до р. Инд.
С образованием халифата Аббасидов (См. Аббасиды) (750) центр А. к. на востоке Халифатапереместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, который почти три столетия был средоточиемлучших культурных сил мусульманского Востока. В 9—10 вв. А. к. достигла наивысшего расцвета. Еёдостижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составиливыдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины,математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии,минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства(архитектура, художественной ремесло). Разделение отраслей знания в А. к. условно, т.к. для неё, как и длядругих культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедическийхарактер образованности большинства деятелей А. к. Философ и математик часто был и крупным историком,медиком, географом, поэтом и филологом.
Важным фактором расцвета А. к. было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всехнародов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению А. к. способствовали широкие возможностидля общения и взаимообмена культурными достижениями между народами мусульманского Востока, а такжеоживлённые связи с многими странами Востока и Европы.
Распад Аббасидского халифата (середина 10 в.) в связи с образованием на его территориисамостоятельных государств привёл к сужению сферы распространения А. к. и постепенному уменьшениюеё роли в общем развитии мировой культуры. В мусульманской Испании, отделившейся от халифатаАббасидов ещё в 8 в., начала самостоятельное развитие т. н. арабо-испанская культура. В восточныхпровинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного и национального возрождения.Персидский язык вытесняет арабский язык сначала из литературы и поэзии, а затем и из некоторыхгуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана,религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественнонаучных дисциплин (медицина, математика,астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию, Египет, Испанию.
В Сев. Африке при Фатимидах (См. Фатимиды) (10—12 вв.) и Айюбидах (См. Айюбиды) (12—13 вв.)продолжалось развитие лучших традиций А. к. в области науки, литературы, искусства и материальнойкультуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульманского Востока, чем в 8— 1-й половине 10 вв. К концу 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру.
Значение А. к. 8—10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новыхсредств научного, религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Главные усилиядеятелей А. к. последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этогонаследия.
Хотя научные и эстетические традиции А. к. не прерывались, но со 2-й половины 13 в. в творчестведеятелей А. к. возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное влитературе. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё болеезаметное отставание развития А. к. от темпов культурного прогресса в др. странах мусульманского Востока(Иран, Ср. Азия в 14—15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе.
Блестящий расцвет пережила арабо-испанская цивилизация в 10—15 вв. Центрами её были Кордова,Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике, химии имедицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии арабской философии [аль-Фараби, около870 — около 950; Ибн Сина (Авиценна), 980—1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126—1198). В поэзии и литературе были созданы произведения, вошедшие в число лучших художественныхпамятников А. к. Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества иприкладного искусства (см. Мавританское искусство).
Крупным достижением А. к. позднего средневековья явилось создание историком и социологом ИбнХальдуном (1332—1406) историко-философской теории общественного развития.
В 16 в. арабские страны превратились в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок, хотя и вэтот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силудля мусульманских учёных.
Качественно новый период развития А. к. начинается с 1-й половины 19 в. В обстановке экономическогои политического возрождения арабских стран в новое время, в условиях начала развития национально-освободительного движения и, наконец, складывания независимых арабских государств происходитформирование современной А. к., преимущественно в рамках каждой из арабской стран. (См.соответствующие разделы в статьях об отдельных араб. странах.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий