07.01.2016

Точные и естественные науки.

Центром развития естественных наук в Халифате первоначальнобыла территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабскийязык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившиеучёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях былиединственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. Например,только в арабском переводе дошли до нас «Механика» Герона и многие трактаты Архимеда. Черезносителей А. к. в европейский обиход вошли многие технические новшества (компас, косой парус и др.),часть из них была воспринята из Китая и Индии.
9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научныйцентр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев кней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладныхпроблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия иматематика, минералогия, описательная география.
В связи с распадом Халифата на отдельные государства (10 в.) наряду с Багдадом возникают новыенаучные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане, Самарканд в Ср.Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-арабской культуры — Кордова, а затем Севилья иГранада. В разное время крупными научными центрами были Бухара, Исфахан, где с конца 11 в. вобсерватории трудился персидский и таджикский поэт и учёный Омар Хайям (около 1048 — после 1122),писавший свои научные трактаты на арабском языке. В Каире с начала 11 в. функционировал «Дом знания»,в котором работали астроном Ибн Юнус (950—-1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (около 965—1039); в 1004 здесь была построена обсерватория.
На формирование математики в странах ислама, помимо греческого наследия, большое влияниеоказала и индийская научная традиция. Получила распространение десятичная позиционная системасчисления с применением нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Первое сочинениена арабском языке, посвященное арифметике, — трактат крупнейшего представителя багдадской школыаль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описалправила действий над ним. В сочинениях Абу-ль-Вефы (940—998), среднеазиатского учёного аль-Бируни(973—1048, по другим данным — после 1050), Омара Хайяма, Насирэддина Туей (1201—80, по другимданным — 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения корней снатуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры каксамостоятельной математической дисциплины. Алгебраический трактат Хорезми содержит классификациюквадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма — теорию и классификацию кубическихуравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Вируни, Каши и др.
Большой интерес представляют геометрический трактат братьев «сыновей Мусы» («бану Муса») 9 в.,сочинения Абу-ль-Вефы по практической геометрии, трактаты Ибн Курры (См. Ибн Курра) (около 836—901),трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах конических сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения,исследования ан-Найризи (9—10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма, Туей и др. по теориипараллельных линий.
Математики стран ислама превратили плоскую и сферическую тригонометрию из вспомогательногораздела астрономии в самостоятельную математическую дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туей были введены все шесть тригонометрических линий в круге,установлены зависимости между тригонометрическими функциями, исследованы все случаи решениясферических треугольников, получены важнейшие теоремы тригонометрии, составлены различныетригонометрические таблицы, отличавшиеся большой точностью.
Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментированиетрудов Птолемея и индийский астрономических сочинений — сиддхант. Центром переводческойдеятельности был «Дом мудрости» и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы индийскихастрономических трактатов были сделаны аль-Фазари — отцом (умер около 777) и сыном (умер около 796),и Якубом ибн Тариком (умер около 96). Отправляясь от греческих методов моделирования движениянебесных тел и индийских расчётных правил, арабские астрономы разработали способы определениякоординат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых системкоординат к другой. Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естественно-научныхзнаний. Широкое распространение получили зиджи — собрания таблиц и расчётных правил сферическойастрономии. До нас дошло около 100 зиджей 13—15 вв. Около 20 из них составлены на основаниисобственных наблюдений авторов в обсерваториях многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, ИбнЮнуса в Каире, Насирэддина Туей в Мараге, Каши в Самарканде и др. Значительной точности добилисьарабские астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерениеградуса меридиана для определения размеров земного шара.
Продолжалась дальнейшая разработка наследия античной механики [трактат Ибн Курры о рычажныхвесах — корастуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об определении удельных весовметаллов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода икомментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотелябыли Бируни и Ибн Сина.
Многие учёные работали в области минералогии [сочинения Бируни, Хазини, учёного и врача ар-Рази].
Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в «Каноне Масуда», «Минералогии» Бируни, в «Книге знания» Ибн Сины. «Оптика» Ибн аль-Хайсама была широко известна вЗап. Европе.
Большие успехи были достигнуты в медицине. «Канон врачебной науки» Ибн Сины долго был основнымруководством в медицинской практике как на средневековом Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочиненийБируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази (864—925).Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии.
Некоторое развитие получили химия (см. Алхимия) и ботаника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий