07.01.2016

Философия.

Основным содержанием истории средневековой арабской философии явилась борьбавосточных перипатетиков (см. Перипатетическая школа), исходивших из эллинистического наследия, исторонников религиозно-идеалистических учений. Предыстория возникновения на арабском Востокесобственно философской мысли относится ко 2-й половине 8 в. и связана с мутазилитами (См. Мутазилиты),ранними представителями рационального богословия (калама), которые, начав с обсуждения вопросов обожественных Атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамкирелигиозной проблематики, но и подрывавших веру в некоторые основные догматы ислама. Так,последовательно проводя идею Монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положительныхатрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергалипредставление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости егоаллегорического толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины иположение о неспособности творца изменять естественный порядок вещей. В среде мутазилитов былараспространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны, положили началорациональной геологии, с другой — расчистили почву для зарождения чисто философского свободомыслияперипатетиков.
В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари,873 или 874 — 935/936), направивших рациональную теологию в русло философской защиты догматов обожественном провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин «калам» и главнымобразом её представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказываласьнагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и ихкачеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следственных отношений, ибо всевышний способен в любоймомент придать любому предмету любую форму и любое движение.
В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался Суфизм. Используявместе с элементами мусульманского мировоззрения идеи Гностицизма и Неоплатонизма, суфииразработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие ксозерцанию бога в мистической интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на некоторых этапахсвоего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистического Пантеизма.
Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксальногодуховенства, была узаконена аль-Газали (1059—1111) — крупнейшим представителем религиозно-идеалистической философии. В своей критике «еретических» и «противоверных» взглядов перипатетиковГазали отстаивал наряду с мистическим суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять ихатомистическую теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн аль-Араби (1165— 1240).
В основе восточного перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам припосредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а такжедругие античные учения, в частности политическая теория Платона. Толкования Аристотеля восточнымиперипатетиками открывали возможность для атеистических и даже материалистических концепций. Так,положение о двойственной истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагалоаллегорические толкования догматов ислама.
Основоположником восточного перипатетизма был аль-Кинди (около 800 — 879), который первым варабской философии изложил содержание основных трудов Аристотеля. Он же впервые представил (наоснове восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание какприобщение разума индивида к универсальному, божеств, разуму. Деизм Кинди, его представление о богекак о безликой «отдалённой причине», развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби.Онтологические и гносеологические идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслительсредневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни отбожественного провидения.
В 12 в. центр философской мысли перемещается на З. мусульманского мира — в Испанию. Здесь вАндалусии разрабатывают сходные гуманистические темы Ибн Баджа, размышляющий о способностичеловека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистического озарения, достичьполного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в философской робинзонадеописывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно валлегорической форме концепцию двойственной истины. Однако своей вершины андалусская, а вместе сней и вся средневековая арабская философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападокашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоятельное философское учение. Отвергаяучение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентностиформ самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишьчеловеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божественному разуму, который воплощаетпредельную цель человеческого знания. Большую роль в истории средневековой философии сыграларазработка Ибн Рушдом концепции двойственной истины.
Другим крупным мыслителем арабского Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним изосновоположников философии истории.
Арабская философия обрела вторую жизнь в Европе — в деятельности аверроистов (последователейИбн Рушда, см. Аверроизм) и других борцов против официальной идеологии католицизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий