07.01.2016

Историческая наука.

Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплинавыделилась на рубеже 8—9 вв. Первые записи исторического содержания относятся к концу 7 в. Материаломдля ранних памятников исторической литературы на арабском языке послужили историко-генеалогическиепредания арабских племён, полулегендарные сообщения о доисламских государствах в Юж. Аравии и обарабских княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религиозно-исторические преданияо возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников.Принятая в арабской историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием кораническогопредставления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульманскихгенеалогов и экзегетов 7—8 вв., связавших генеалогическое дерево арабов с библейской «таблицейнародов». Значительную роль в создании историографии сыграли развитие астрономических знаний(установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иранского историко-эпическогопредания (переводы «Книги царей» сасанидского Ирана), а также апокрифических иудейско-христианскихпреданий. Средневековая арабская историография исходит из теологического истолкования хода всемирнойистории как осуществления божественного замысла в отношении человеческого рода. В то же время онапризнаёт ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении историческимопытом. Идею о дидактической ценности истории, принятую большинством мусульманских историков,особенно четко сформулировал Ибн Мискавайх (умер 1030). Арабские историки не пошли дальшеповествовательной истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению историческихсобытий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческогообщества.
Предшественниками профессиональных арабских историков были знатоки и собиратели родословий иустных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (умер 763),дополнены и записаны его сыном Хишамом (умер около 819). Кроме монументального свода генеалогийарабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарриджас-Садуси (умер 811), Сухайм ибнХафс (умер 806), Мусаб аз-Зубайри (умер 851), Зубайр ибн Баккар (умер 870), Ибн Хазм (умер 1030), аль-Калькашанди (1355—1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода арабской историографии былМухаммед аз-Зухри (умер 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом кполитической истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о военных походахМухаммеда (т. н. магази). Первое большое историческое сочинение на арабском языке (история древнихпророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхака (около 704—768 или 767) послужило образцом дляпоследующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747—823), Ибн Сада (умер845), поздние компиляции Ибн Сайд ан-Наса, Нураддина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная всредние века агиографическая литература, большей частью фантастические рассказы о пророках имусульманских святых.
Для 2-й половины 8 — середины 9 вв. характерно преобладание исторических трудов, посвященныхотдельным событиям главным образом из истории арабских завоеваний и гражданских войн в Халифате 7 —начале 8 вв. [Абу Михнаф (умер 774), Абу Убайда (умер около 824) и особенно аль-Мадаини (умер околосередины 9 в.)]. Центром арабской историографии надолго стал Ирак. Со 2-й половины 9 в. появляютсясочинения, объединяющие накопленный материал в связное историческое повествование. Наиболеезначительными были труды аль-Белазури (около 820 — около 892); Абу Ханифы ад-Динавери (См. АбуХанифа ад-Динавери) (умер около 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанромисториографии периода её расцвета (9 — 1-я половина 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, онисодержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульманской общины,описание арабских завоеваний и политическую историю Халифата (правление династий Омейядов иАббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра — многотомная «История пророков и царей» ат-Табари(838 или 839—923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (умер 956 или 957), Хамзыаль-Исфахани (См. Хамза аль-Исфахани) (умер во 2-й половине 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн аль-Асира (1160—1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9—10 вв. отличает широта кругозора,отражающая энциклопедический характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравшихматериал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).
В связи с формированием местного политического самосознания в государствах, сложившихся натерритории Аббасидского халифата, в историографии со 2-й половины 10 в. преобладают династийная иместная хроники, авторами которых становятся главным образом придворные историографы (обычночиновники-секретари, везиры и т.п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники,посвященные истории секретарей, везиров (например, аль-Ажахшийари, умер 943; Хилаль ас-Саби. 969—1056), судей (Ваки аль-Кади, умер 918; аль-Кинди, умер 961; аль-Хушани, умер 971). Местнуюисториографию представляют труды по истории отдельных городов, областей и провинций, напримеристории Мекки — аль-Азраки (умер около 858), Багдада — Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20 — 893), Египта— Ибн Абд аль-Хакама (около 798—871), мусульманской Испании — Абд аль-Малика ибн Хабиба (около 796—853). Особого внимания заслуживает историческая энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (умерво 2-й половине 10 в.), в которой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии илитературе Юж. Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода главное внимание отведенобиографиям местных политических и религиозных деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этихбиографических сочинений характерно соединение анналов с политической биографией. Таковы историяБагдада — аль-Хатиба аль-Багдади (1002—71), Дамаска — аль-Каланиси (умер 1160) и Ибн Асакира (1105—1176), Халеба (Алеппо) — Ибн аль-Адима (1192—1262), Гранады — Ибн аль-Хатиба (1313—1374).Династийная история, начатая трудами Ибрахима ас-Саби (умер 994) по истории Буидов (См. Буиды) и аль-Утби (961—1022, по другим данным умер 1036 или 1040) по истории Газневидов (См. Газневиды), получилаособенное развитие в 12—13 вв., главным образом в Сирии, куда переместился центр исторической науки.Местные династии Зенгидов и Айюбидов нашли своих историографов в лице Имад-ад-дина аль-Исфахани(1125—1201), Ибн Шаддада (1145—1234), Абу Шамы (1203—1268) и особенно Ибн Васила (1207—1298).Здесь же создавались и всеобщие истории (Абу-ль-Фида, 1273—1331; аз-Захаби, 1274—1353 или 1347; ИбнКасир, около 1300—1373 и др.). В 15—16 вв. ведущее место в арабской историографии занимали египетскойисторики, авторы трудов по истории мамлюков (См. Мамлюки), исторических энциклопедий (ан-Нувайри,1279—1332) и всеобщих хроник (Ибн аль-Фурат, 1334—1405) и особенно плеяда историков-полигисторов,таких, как алъ-Макризи (1364—1442), аль-Айни (1361—1451), Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди (1409 или1410—1470) и ас-Суюти (1445—1505), оставивших многотомные сочинения по политической, социально-экономической и культурной истории Египта.
Одно из главных мест в арабской историографии занимает собственно биографическая литература:общие биографические словари Якута, Ибн Халликана (1211—1282) и ас-Сафади (1296/97 — 1363), сводыбиографий деятелей в области философии, медицины и естественных наук Ибн аль-Кифти (1172—1248) иИбн Абу Усайби (1203—1270) и др. Исторические сочинения на арабском языке писали не только в арабских,но и в других странах мусульманского Востока, в том числе в Индии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпохатурецкого господства (16 — начало 20 вв.) представлена главным образом эпигонскими компиляциями пообщей и местной истории, биографическим и историко-библиографическим сводами. Наибольшую ценностьпредставляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92 — 1632) и биографическое сочинение египетскогоисторика аль-Хафаджи (умер 1659).

Комментариев нет:

Отправить комментарий