07.01.2016

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Искусство арабских странсложно по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят к культурам Сабейского, Минейского и Химьяритскогогосударств (1-е тыс. до н. э. — 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древниетрадиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных постройкахЙемена, фасады которых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибестили средневекового арабского искусства формировались также на местной основе, испытывая некотороевоздействие иранской, византийской и других культур.
Архитектура. Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвыпоследователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало«дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) иФустате (40-е гг. 7 в.). Высокое художественное решение арабская колонная мечеть получила в Дамаске —столице Омейядов: строители дамасской мечети (начало 8 в.) великолепно использовали местныеэллинистические и сиро-византийские архитектурные традиции и украсили здание полихромнымимозаиками, изображающими архитектурный пейзаж. Величественны мечети в Кайруане (Сиди-Окба, 7—9 вв.)и Кордове (8—10 вв.). Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуреарабских стран (мечети: Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре, 9 в.; Хасана в Рабате и Кутубия вМарракеше, обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире, 11 в., и др.) и оказал воздействие на мусульманскоезодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки,ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687—691). Вдальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая имимавзолеи над могилами известных лиц.
При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородныедворцы и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки,Хирбет Аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
При Аббасидах проводились большие градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762, подобноХатре и Ктесифону, был городом, круглым в плане; в центре его размещались дворец и мечеть, а периметрбыл охвачен двойным кольцом оборонительных стен. В Самарре (столице Халифата в 836—892),вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных изкирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы,стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имелизиккуратообразные минареты.
Особую школу арабского зодчества представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969).Воздвигнутые из камня городские стены образуют в плане квадрат; сохранилось несколько ворот 11 в., ккоторым вели главные улицы города. Крепостная архитектура отличалась выразительностью простыхмонументальных форм. Фатимидский Каир украшали дворцы, каравансараи, бани, лавки, жилые дома, атакже здания мечетей, из числа которых до нас дошли грандиозные аль-Хаким и аль-Азхар, а такжеукрашенные изящной резьбой по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи.
С 13 в. до начало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большоекрепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и др. В монументальной архитектуре этоговремени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть),уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами сглубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Строятся величественные зданиячетырёхайванного (см. Айван) типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна (13 в.) имечеть Хасана (14 в.) в Каире, мечети и медресе (духовные школы) в Дамаске и других городах Сирии.Сооружаются многочисленные купольные мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбищемамлюков в Каире, 15—16 вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широкоприменяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15—16 вв. в декоре используются цветнаяглазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).
Высокий расцвет пережила в 10—15 вв. арабская архитектура Магриба и Испании. В крупных городах(Рабате, Марракеше, Фесе и др.) строились касбы — цитадели, укрепленные мощными стенами с воротамии башнями, и медины — торговые и ремесленные кварталы. Большие колонные мечети Магриба смногоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатствомрезной орнаментики (мечети в Тлемсене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором имозаикой из разноцветных камней, как и многочисленные медресе 13—14 вв. в Марокко. В Испании, нарядус мечетью в Кордове, сохранились и другие выдающиеся памятники арабской архитектуры: минарет «ЛаХиральда», воздвигнутый в Севилье зодчим Джебером в 1184—96, ворота в Толедо, дворец Альгамбра вГранаде — шедевр арабского зодчества и декоративного искусства 13—15 вв. Арабское зодчество оказаловоздействие на романскую и готическую архитектуру Испании («стиль мудехар»), Сицилии и другихсредиземноморских стран.
Захват арабских стран турками-османами в 16 в. принёс формы османского зодчества, особенно вкультовую архитектуру. Но в светской архитектуре продолжали жить и развиваться местные строительные ихудожественные традиции.
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркоевоплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности,породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общимизакономерностями развития. Арабеска (См. Арабески), восходящая к античным мотивам, — это созданныйарабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободнойхудожественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфическиисполненные надписи, включенные в декоративный узор.
Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву,стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полновыразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узоромукрашалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры — Ракка, Самарра); расписанныезолотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританскаялюстровая керамика 14—15 вв., оказавшая большое влияние на европейское прикладное искусство.Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани — сирийские, египетские,мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустациейиз серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другиепредметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12—14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторыхремесленных центров Сирии. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло иукрашенные изысканным резным узором египетские изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогихпород дерева.
Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а такжесвященная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором. Однакоислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразительное искусство вцелях пропаганды религиозных идей. Более того, в т. н. достоверных хадисах, узаконенных в 9 в.,содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы 11—13 вв. (Газали идр.) эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всегосредневековья изображали людей и животных, реальные и мифологические сцены. В первые века ислама,пока богословие ещё не выработало свои эстетические каноны, обилие реалистических по трактовкеживописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульманскиххудожественных традиций. В дальнейшем изобразительность в арабском искусстве объясняется наличиемантиклерикальных по своему существу эстетических воззрений. Например, в «Посланиях братьев чистоты» (10 в.) искусство художников определено «как подражание образам существующих предметов, какискусственных, так и естественных, как людей, так и животных».
Высокий расцвет пережило изобразительное искусство в Египте 10—12 вв.: изображения людей ижанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамические блюда и вазы (мастер Саад и др.),вплетались в узор резьбы по кости и дереву (панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире и др.), а такжельняных и шёлковых тканей; изготовлялись бронзовые сосуды в виде фигур животных и птиц. Аналогичныеявления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии 10—14 вв.: придворные и другие сцены включены визысканный чеканный с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, в узор росписей по стеклу и керамике.
Видное место в истории мирового искусства занимает арабская книжная миниатюра. В Египтеминиатюра 9—10 вв. (происходящая из Файюма) и 11—12 вв. стилистически связана с коптским искусством.В живописи сирийских миниатюр заметно византийское влияние. Большой высоты искусство книжнойминиатюры достигло в Ираке в 12—13 вв. Здесь существовало несколько стилевых направлений. Одно из них(возможно, северо-иракское) отличается пышными и красочными придворными сценами; другоепредставлено лаконичными по характеру иллюстрациями в научных трактатах (например, листы из«Фармакологии» Диоскорида, переписанной Абд аллахом ибн Фадлем в 1222, хранящиеся в разных музеяхмира). Подлинной гордостью иракской школы миниатюристов являются полные живых наблюдений,переданных выразительным образным языком, звучной по краскам живописью иллюстрации к «Макамам»Харири, дошедшим в нескольких рукописях (выделяются миниатюры рукописи 1237, художник Яхья ибнМахмуд из Васита, Парижская национальная библиотека, и рукописи начала 13 в., принадлежащиеЛенинградскому отделению института востоковедения). Новый подъём миниатюра в Ираке пережила в конце14 в., когда в Багдаде работал выдающийся художник Джунаид Султани, автор миниатюр рукопией «Хамсе»Хаджу Кермани 1396 (Британский музей, Лондон).
Изобразительное начало было менее развито в искусстве стран арабского Запада. Однако и здесьсоздавались декоративная скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ, а такжеминиатюра (рукопись «История Байяд и Рийяд», 13 в., Ватиканская библиотека).
Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественнойкультуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходилодалеко за его пределы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий