07.01.2016

Литература.

Арабская литература уходит своими корнями в устную словесность родоплеменногообщества на территории Аравийского полуострова. К числу ранних записей (8—10 вв.) относятся: со. «Отборные», или «Нанизанные» («Муллакат»), составленный рави Хаммадом (694/695 — 772) (включает 7шедевров семи поэтов); «Муфаддалият» и «Асмаият» филологов аль-Муфаддаля (умер 786) и аль-Асмаи(умер около 830); две антологии «Доблесть» («Ха-маса») принадлежащие Абу Таммаму (около 796—845) иаль-Бухтури (821—897); диван поэтов из племени хузаил — «Книга критики поэзии» Ибн Кутайбы (умер 889); «Книга изъяснения» аль-Джахиза; антология «Книга песен» Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани (См. Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани) (897—967); диваны отдельных поэтов и сборники пословиц.
Древняя арабская словесность самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего онакультивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и средиполукочевого и оседлого населения земледельческих оазисов и городов. Ведущую роль в ней играла поэзия,у истоков которой прослеживаются трудовые, колыбельные, охотничьи, караванные песни; оченьраносложились жанры поношения врага (хиджа), похвальбы (фахр), песни мести (cap), траурной заплачки,или элегии (риса), а также элементы любовной и описательной лирики (насиб и васф). К глубокой древностивосходят зачатки художественной прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (айям аль-араб) идругих памятных событиях.
Поэзия 5—7 вв., когда она переживала расцвет, стала в арабской литературе своеобразным эталономпоэтического языка, метрики и эстетических идеалов, надолго определив тематику и художественныеприёмы.
Центральной фигурой в доисламской поэзии является сам поэт, который выступает как бедуин, патриотсвоего племени. Идеализированный образ поэта-бедуина раскрывается на фоне реальных картин кочевогобыта, боевых и охотничьих сцен, видов аравийской пустыни. Основными литературными формамидревнеарабской поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кита, мукатта). Характерная особенностьарабской поэзии — монорим; каждый стих, как правило, состоит из одного предложения и являетсясамостоятельной смысловой эстетической единицей. Язык древнеарабской поэзии характеризуетсяколоссальным запасом слов, гибкостью синтаксических конструкций, многообразием конкретныхизобразительных средств.
Арабское предание сохранило имена около 125 доисламских поэтов (конца 5 — 1-я половина 7 вв.):Имру-уль-Кайс, которому приписывают создание классической типакасыды; Тарафа, автор замечательнойкасыды-муаллаки; Антара ибн Шаддад, певец воинской доблести и любви; Зухайр и Лабид, считающиесялучшими выразителями жизненной мудрости и этических идеалов бедуинского общества; Шанфара иТааббата Шарран, воспевшие вольную жизнь одинокого разбойника в пустыне; Алкама, Урва ибн аль-Вард,Харис ибн Хиллиза и Амр ибн Кульсум, выступающие героями и певцами своих племён; первые придворныепанегиристы — ан-Набига, Абид ибн аль-Абрас и Хатим; бродячий поэт аль-Аша, прославившийся сатирамии вакхическими стихами; поэтесса аль-Ханса; иудейский поэт Самауаль и христианин Ади ибн Зайд, в стихахкоторого сочетаются жизнерадостные мотивы о вине с печальными мыслями о суетности мира и др.
Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповедиМухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины игосударства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Мухаммед и егопоследователи на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения языческойидеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь её традиционные, художественные условностисохранились, а идейное содержание претерпело небольшие изменения под влиянием новой веры —ислама. Центром поэзии стали Сирия и Ирак. При дворе Омейядов творили выдающиеся поэты — аль-Ахталь, аль-Джарир, аль-Фараздак и др.
Новые явления в поэзии этого периода наблюдаются в аристократической среде крупных городскихцентров Халифата, где получила развитие любовная лирика в виде коротких стихотворений. Яркимпредставителем этого жанра был Омар ибн Аби Рабиа из Мекки (641 — около 712 или около 718). Известныи другие поэты в Мекке (Ибн Кайс ар-Рукайат, Абу Дахбаль), Медине (Ахвас) и Дамаске (халиф Валид II). Вбедуинской среде в Аравии выдвинулась плеяда певцов идеальной, или «узритской» (от племени узра),любви. Поэт и его возлюбленная составляли неизменную пару, умиравшую от неутолённой любви. Позднеео знаменитых парах (Джамил и Бусайна, Меджнун и Лейла, Кусайир и Азза и др.) были сложеныромантические повести. Повесть о Меджнуне и Лейле приобрела мировую известность.
С середины 8 в. всё большее участие в создании арабской литературы наряду с арабами принимаютпредставители завоёванных народов. В Халифате усилился интерес к изучению арабской старины,разрабатывались теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важнейших сочиненийдревности на арабском языке. Для развития прозы особое значение имели переводы со среднеперсидского(пехлевийского) языка. Ибн аль-Мукаффа (казнён около 759) перевёл «Калилу и Димну (См. Калила иДимна)», восходящую к индийскому сборнику «Панчатантра», и среднеперсидский свод эпических преданийи хроник «Хвадай-намак» («Книга царей»). Абан Лахики (умер 815) переложил арабскими стихами «Калилу иДимну», книги о Маздаке (см. Маздакизм) и о Синдбаде и др. Влияние переднеазиатской цивилизации,прежде всего иранской, ощущалось и в поэзии, которая стала преимущественно городской. Произошлонекоторое обновление арабской поэзии, выразившееся в предпочтении громоздкой касыде короткихизящных стихотворений с самостоятельной темой и в «новом стиле» (бадит), основной признак которогосостоял в употреблении неведомых ранее образов, тропов и сравнений. Зачинателем «нового стиля» явилсяпоэт и вольнодумец Башшар ибн Бурд (умер 783). Любовную лирику продолжала в эротико-гедоническомнаправлении группа поэтов при аббасидском дворе (Мути ибн Ияс, Валиба ибн Хубаб, Ибрахим аль-Маусилии его сын Исхак, Дибиль и др.). Среди них выделяется великолепный мастер стиха Абу Нувас (762—815).Новатором выступил Абу-ль-Атахия (умер 825), который в стихах, проникнутых аскетическими настроениямии рефлексией, сознательно избегал традиционных поэтических условностей. Постепенно «новый стиль»получил признание и нашёл своего теоретика в лице Ибн аль-Мутазза (861—908). Но и тогда были поэты,поддерживавшие касыдную традицию, также испытавшую влияние «нового стиля»: Марван ибн Аби Хафса(721—97), Муслим ибн аль-Валид (умер 803) и особенно поэты 9 в. Абу Таммам и аль-Бухтури.
Больших успехов в 8—9 вв. достигла арабская проза, почву для которой подготовили записифольклора, изучение Корана, переводы научно-художественной литературы с сирийского,среднеперсидского и греческих языков. Зарождавшаяся в то время историческая литература включалапредания, легенды и описания отдельных событий, а географические произведения содержали рассказыкупцов и путешественников о далёких странах. Художественная проза обогащалась также эпистолярными иречевыми стилями: в деловой переписке, ораторском искусстве и проповедях некоторые авторы достигалибольшой выразительности и мастерства. Смесь рассказов на разнообразные сюжеты и пёстрогопознавательного и дидактического материала представляют многочисленные сочинения великих арабскихпрозаиков алъ-Джахиза (767—868) и Ибн Кутайбы (828 — около 889), который в «Источниках известий» (10книг) систематизировал большой литературный материал по тематическому принципу: о власти, о войне, одружбе и т.п. Это сочинение стало предметом подражаний. В 9 в. появился арабский перевод персидскогосборника «Тысяча сказок» («Хезар афсане») — прототипа сборника «Тысяча и одна ночь».
Распад Халифата способствовал децентрализации литературы. Важнейшим из местных литературныхцентров 10 в. стал г. Халеб (Алеппо). Здесь, при дворе Хамданида Сайф ад-Даула, жил поэт-панегирист алъ-Мутанабби (915—965). Его хвалебные и сатирические касыды насыщены стилистическими украшениями,изысканными метафорами, гиперболами и сравнениями; в отделке стиха он достигал изощрённогомастерства. В 11 в. в Сирии жил поэт и мыслитель Абу-ль-Ала алъ-Маарри (973—1057). Начав с подражанияМутанабби, он ещё более усовершенствовал технику стиха, введя усложнённые двойные рифмы. Виднымипрозаиками 10 в. были Абу Хайян ат-Таухиди (умер 1009) и ат-Танухи (940—994). Рифмованная прозаполучила распространение в светской литературе. Абу Бакр аль-Хорезми (умер 993) написал в этой формеостроумные «Послания» («Расаиль»), а Бади аз-Заман аль-Хамадани (умер 1007) создал оригинальныйжанр — макаму, которую считают высшим достижением арабской прозы. Макамы Хамадани составили циклиз 50 плутовских новелл, или рассказов о приключениях и перевоплощениях изворотливого бродяги. Макамыпроникли в литературу из городского фольклора. Однако если у Хамадани арабская проза сохранилаживость и непосредственность, то у многочисленных его подражателей (в том числе у аль-Харири, 1054—1122) она выродилась в стилизацию.
Особняком стояла арабская литература в Андалусии (арабская Испания), тесно связанной с Магрибом.В 8—10 вв. Андалусия в культурном отношении оставалась провинцией Халифата, нормой для её поэзииявлялись образцы, сложившиеся на востоке Халифата. Андалусскую поэзию представляли: утончённыйлирик и автор эпические поэмы о завоевании Испании арабами аль-Газаль (770—864); составительпопулярной антологии «Единственное ожерелье» и автор анакреонтических стихов Ибн абд Раббихи (860—940); сочинитель около 60 касыд Ибн Хани (умер 972) и др. Однако постепенно в андалусской лирическойпоэзии не только появился местный колорит, но и возникли строфические формы мувашшах (опоясанный) изаджал (мелодия), до тех пор чуждые арабской поэзии. Они родились в простонародной среде в результатевзаимодействия культуры арабов, берберов и местного романского населения. Мувашшах, впервыеупоминаемый в конце 10 в., проникнув в литературу, распространился и на восток Халифата, а к 13 в.принял застывшие формы, превратившись в предмет формалистических упражнений. Заджал избежалстилизации и остался излюбленным народным жанром в мусульманской и христианской Испании, попал вдругие арабские страны и, по-видимому, оказал влияние на развитие ранней провансальской поэзии.Сохранился диван крупнейшего представителя этого жанра Ибн Кузмана (около 1080—1160). Расцветандалусской поэзии на литературном арабском языке приходится на 11 в., когда Кордовский Халифатраспался на несколько эмиратов. В каждом из них возникли придворные литературные кружки. Всюдупреобладала панегирическая, эротическая и вакхическая поэзия. Крупным центром стала Севилья с еёпоэтами-меценатами аль-Мутадидом (1012—1069) и аль-Мутамидом (1040—1095). Последний кончил своюжизнь в Марокко, находясь в плену; его добровольным спутником в заточении был знаменитый поэт-лирик изСицилии Ибн Хамдис (1055—1132). В Севилье жил последний крупный арабский поэт Кордовы Ибн Зайдун(1003—1071). Многие андалусские поэты 11—13 вв. прославились элегиями на падение арабских династий игородов под ударами Реконкисты (См. Реконкиста) (Ибн Абдун, аль-Вакаши, Ибн Хафаджа, Салих ар-Ронди идр.). В прозе выделяются Ибн Хазм, создавший «Ожерелье голубки» — своеобразный трактат о любви, и ИбнТуфайль (около 1110—1185), автор философского романа «Живой, сын бодрствующего».
С середины 11 в., несмотря на количественный рост, арабская литература носит печать упадка. Впоэзии начинает преобладать мистика, в прозе — дидактика. Для мистической поэзии характерно сочетаниевакхических и эротических мотивов с экстатическими обращениями к божеству. Её видными представителямибыли андалусцы Ибн аль-Араби (1165—1240), аш-Шуштари (умер 1269) и египтянин Омар ибн аль-Фарид(1182—1235). Сицилиец Ибн Зафар (умер 1169) сделал робкие шаги к созданию исторические новеллы.Сирийский эмир Усама ибн Мункыз (1095—1188) написал единственную в средневековой арабскойлитературе художественную автобиографию «Книга назидания». Ибн Арабшах (1392—1450), увезённыйТимуром из Багдада в Самарканд, в своей дидактической антологии «Приятный плод для халифов».переработал витиеватым слогом североиранские сказки.
С упадком письменной литературы, обслуживавшей культурные и эстетические запросы крупныхфеодалов и узкого круга образованных людей, наступил расцвет устно-поэтического творчества. В Египте иСирии, куда после монгольского нашествия (13 в.) окончательно переместился центр арабской литературы,распространились жанры мувашшах и заджал. Суфийские поэты и даже придворный поэт Бахааддин Зухайр(1187—1258) стремились писать языком, близким к народному, Ибн Даниял (13 в.) в Египте записаллубочные пьесы для теневого театра. Получили распространение в 13—15 вв. и позднее своеобразныенародные произведения в жанре сира (букв. — «жизнеописания»), т. е. циклы рассказов на героические илюбовные сюжеты, связанные с историческими и вымышленными лицами и событиями. Европейскаятерминология классифицирует их как рыцарские романы. Эти произведения исполнялись сказителями-актёрами на улицах и площадях. Важнейшие сиры: о поэте-воине 6 в. Антаре и его возлюбленной Абле, омамлюкском султане Бейбарсе, о переселении племени бану-хилаль в Египет и Сев. Африку, о Зу-ль-Химме.Некоторые из них начали складываться, по-видимому, очень рано. Народная память пронесла их через века,а сказители каждого поколения наслаивали новые эпизоды и подробности, внося в них анахронизмы ипротиворечия. В сирах отразились события эпохи крестовых походов (герои обычно совершают подвиги всражениях против «неверных» — «франков» или «румов»). К тому же типу народной литературы относитсясборник сказок «Тысяча и одна ночь», в состав которого наряду с фольклорными и литературнымиматериалами полностью вошла сира об Омаре ибн ан-Нумане.
Арабская литература 16—18 вв., скованная схоластикой и традиционными рамками, имелаограниченное значение; важна лишь непрерывная рукописная традиция, сохранившая до наших днеймногие памятники прошлого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий