23.07.2014

Танцы и костюмы Марокко.

 
Марокко является носительницей уникальной мавританской (магрибийской) культуры. Здесь переплелись традиции Арабского Востока и местных берберских племён, традиции кочевников Сахары и мавров Испании. Любопытен в этом плане ежегодный национальный фестиваль в Марракеше, на который съезжаются представители всех уголков страны, чтобы показать своё музыкальное и танцевальное творчество. 

Берберы Высокого Атласа исполняют ритмичный танец с пением – «ауаш», жители Среднего Атласа выступают с хороводным танцем «хаидус».

Впечатляющим выглядит религиозный танец «гнауа» представителей негроидных народностей юга Марокко. Он исполняется ночью, в полнолуние. На четырёхугольной площади, по сторонам которой разжигаются костры, собирается многочисленная толпа – мужчины и женщины в чаршафах (местная чадра). Одну сторону четырёхугольника составляют сидящие в ряд седобородые старцы. С противоположной стороны какими-то неестественными прыжками, странно извиваясь, то приближается, то удаляется ряд танцующих. Барабаны звучат, то громче, то тише, но ни на минуту не смолкают и не изменяют ритма. Проходят часы, луна достигает зенита, минует его, склоняется к западу, а танец всё продолжается. Ряд танцующих колышется, как морская волна, словно завороженный ритмом и движением.

Не менее загадочен танец «гедра», показываемый представительницами «синих людей» или улед-наиль (их кожа имеет синеватый оттенок из-за окрашенной в цвет индиго одежды), живущих на границе с Сахарой. Возможно это тоже древний ритуальный танец, впоследствии, как некоторые считают, превратившийся в «танец живота», показываемый в ресторанах и туристических центрах. Вот одно из его описаний составленное французским путешественником в середине 20 века: «В тишине возникает барабанная дробь, из под чёрного покрывала появляются две женские руки, извивающиеся подобно змее. Под ритмичные возгласы мужчин торс коленопреклонённой женщины всё быстрее и быстрее раскачивается. Наконец покрывало спадает на плечи, открывая лицо. Глаза закрыты, на губах загадочная полуулыбка. Всё тело трепещет, отдаваясь бешеному ритму. Женщина обнажает грудь и падает в изнеможении. Наступает полная тишина. Танцовщицу уносят».

Guedra — это одно из наиболее необычных племенных и фольклорных самовыражений. Это ритуал, исполняемый под музыку, вводящую в транс. Guedra связан с деревней Goulimine, находящейся в юго-западной области пустыни Марокко.

Имя танцу дал барабан, на котором играли, чтобы поддерживать ритм. В арабском языке слово guedra обозначает "горшок". Барабан сделан из обычного кухонного горшка, который сверху обтянут козлиной кожей. Этот барабан — гибрид барабанов, используемых в Африке и на Ближнем Востоке. В качестве аккомпанемента используется только он.

Танец исполняется под барабан, пение и хлопки рук зрителей. Простой, постоянный, гипнотический ритм. Цель ритуала состоит в благословении друзей, женатых людей, общества и посвящении себя Богу. Некоторые говорят, что танец Guedra своим мистическим ритмом способен привлечь мужчину, находящегося далеко от места исполнения танца. Это весьма таинственный танец, в начале которого женщина выглядит как бесформенная черная масса, символизирующая ночь, хаос, всезнающую космическую энергию. "Масса" движется в ритм, становясь бурной, олицетворяя величие вселенской гармонии. Движения рук говорят о страсти, драме, красоте, радости и горе — полная гамма эмоций. Внезапная тишина возвращает энергию в её первозданный вид.

Обычно женщина танцует одна в кругу людей. Танцовщица стоит на коленях, полностью накрытая черной вуалью, называемой haik. Руки женщины появляются из-под этой черной "ночи". Отблески огня, движения рук, вибрация пальцев — всё говорит об эзотерическом смысле танца. Движения танца символизируют четыре элемента (небеса, земля, ветер и вода) и изображают время (прошлое, настоящее и будущее). Указательный палец играет важную роль, поскольку считается, что он является символом сущности души человека.

Напряжение растёт, заставляя танцовщицу неистово двигаться из стороны в сторону. В этом нет и намека на нежность. Одежды танцовщицы вторят всем её движениям. Она волнообразно двигается, вращается, наклоняется вперед, выпрямляется и изгибает спину так, чтобы её голова касалась земли. Наступает момент, когда вуаль спадает, и зрители могут видеть женщину, но глаза её закрыты. Ритм ускоряется. В эйфории зрители издают одобрительные возгласы. И танцовщица вкладывает всю свою энергию в волнующее движение. И в самый кульминационный момент ритм обрывается, и женщина падает на землю без чувств. Наступает полная тишина. Но уже через момент тут будет танцевать другая танцовщица.

Исполнение танца может вызвать гипнотическое состояние, но это не цель.

Существенный элемент танца — традиционный костюм. Вуаль сделана из очень большого куска материала, который крепится спереди на двух булавках с длинной, свисающей с них цепочкой. Головной убор украшен ракушками и бахромой ручной работы. Танцовщица вплетает в волосы ленты, чтобы удержать головной убор, который сделан из декоративной проволоки. Это позволяет оставлять голову открытой, что очень практично в жаркой пустыне, а так же продемонстрировать красоту вплетенных в волосы лент и подчеркнуть движения головы. Скрывая все части тела, кроме рук, костюм акцентирует на них внимание. Легко оценить видимую сторону марокканского народного танца, но трудно постигнуть его глубинный смысл.

Существует несколько видов марокканской музыки, которая включает в себя арабские, берберские, классические и популярные элементы. Музыканты выступают на концертах, в кафе, в частных апартаментах, на обрядах обрезания, свадьбах, похоронах, в составе религиозных процессий и в качестве сопровождения танцевания и рассказывания.

Классическая музыка в марокканском понимании – это андалузская музыка десятого-пятнадцатого веков. Структура её чрезвычайно сложна, а тексты отличают обязательное использование андалузского диалекта или классического арабского и конструкция строфы на манер классической поэзии. Классическая музыка играется оркестром, в инструментальный состав которого входят «Tar» (вид тамбурина), иногда «Darbuqa» (глиняный воронкообразный барабан) и три вида струнных: «rebab», на котором играет лидер ансамбля и который считается главным инструментом; «Kemanjah», сейчас в большинстве случаев заменяемый европейской скрипкой; и «Oudh» - флейта.

С андалузской музыкой регулярно выступает несколько оркестров, в числе которых National Broadcast Orchestra и концертные оркестры Феса, Марракеша и Касабланки. С начала независимости Ассоциация андалузской музыки в Касабланке стремится сохранять образцы этой музыки, собирает и записывает мелодии и слова, которые передаются в основном вербальным способом.

Марокканская арабская поп-музыка, «Griha», в музыкальном отношении напоминает классическую музыку, только значительно проще её и использует популярный, а не классический язык. В этом жанре постоянно сочиняются новые песни, в которых поется о любви, войне и приключениях. Часто в песнях появляется сатира. Некоторые братства приспосабливают этот музыкальный жанр для религиозных песнопений.

Берберская музыка, привязанная к поэзии даже крепче, чем арабская, обычно ассоциируется с танцем и рознится от региона к региону. Ритм обеспечивают перкуссионные инструменты, барабаны и тамбурины, а мелодия играется на флейте или однострунном «rebab».

*

Танцы очень популярны, особенно в деревнях, на таких событиях как праздник урожая, отмечание свадьбы и религиозные празднества. Традиционные танцы, берберские по происхождению, сохраняются в арабоязычных и бербероязычных регионах в различных местных и региональных формах. Большинство публичных танцевальных выступлений сопровождается музыкой и посещается всеми жителями окрестностей. Танцы Марокко в большей степени являются ритуалами, нежели танцами. Их несколько разновидностей:

Гуэдра — обычно женское соло. Исполняется на коленях, тело танцовщицы пульсирует, как в трансе.

Тиссант — групповой смешанный танец. Женщины танцуют перед мужчинами, выполняя тряски, затем один из мужчин предлагает повязать ему пояс с кинжалом.

Шикхат — групповой свадебный танец, исполняется только женщинами. В этой разновидности марокканского танца очень утрированная работа бедер, живота и груди. Шикхат в сольном варианте становится популярным среди танцовщиц нашей страны.

Хоувара — в чем-то этот танец похож на фламенко. Ускоряющийся ритм и шаги, постепенно переходящие в высокие прыжки.

Хадра — это ритуал изгнания нечистой силы.

Ахоуаче — многочасовой танец, слегка трансовый. Ряд женщин становится напротив такого же ряда мужчин, все хлопают в ладоши. Затем мужчины начинают топать, женщины в такт начинают подпрыгивать так, чтобы надетые на них украшения звенели как можно громче.

Ахидоус — аналог ахоуаче, но более «причесанный», интеллигентный и не напоминает дикие пляски бедуинов. В нем может солировать только незамужняя девушка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий